• 186734 Республика Карелия, Лахденпохский район, п.Куркиеки, ул.Ленина, д.13
  • (81450) 34-339
  • admksp@yandex.ru
Поиск
Новости
11.10.2018

Прекрасных лет воспоминанья

3 октября в Куркиекском досуговом центре прошел праздник, посвященный Дню пожилого человека

Архив новостей

Контакты

  • 186734 Республика Карелия, Лахденпохский район, п.Куркиеки, ул.Ленина, д.13
  • (81450) 34-339
  • admksp@yandex.ru

Связаться с разработчиком сайта
Главная страница / Информация / 2016 / Антикоррупционное законодательство (источник: Прокуратура Лахденпохского района)

07 декабря 2016

Антикоррупционное законодательство (источник: Прокуратура Лахденпохского района)

Три федеральных закона и Указ Президента Российской Федерации, принятые в конце 2015 года, внесли существенные изменения в антикоррупционное законодательство страны.

06.10.2015 вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов».

Основным изменением, внесенным указанным законом, является новая редакция понятий «конфликт интересов» и «личная заинтересованность», изложенных в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Кроме этого, изложена в новой редакции ст. 11.1 названого закона, регламентирующая порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, а также ст. 12.1 дополнена ч. 4.1, которой предусматриваются ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности.

Согласно ч. 4.1 ст. 12.1 Закона (в ред. от 03.11.2015 № 303-ФЗ) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В предыдущей редакции закона такой обязанностью были обременены только лица, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе.

Также внесены изменения в ст. 12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая дополнена пунктом 7 следующего содержания:

- депутат при наличии оснований и в порядке, которые определяются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязан сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

04.11.2015 вступил в силу Федеральный закон от 03.11.2015 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым также внесены изменения в части расширения обязанностей депутатов.

Так, внесены изменения в ст. 12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункт 3.1. которой изложен в следующей редакции:

- депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представить в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — комиссия), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление или несвоевременное представление указанных в настоящем пункте сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.

09.12.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2015 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования мер по противодействию коррупции».

Законом внесены изменения и уточнения о порядке применения отдельных положений антикоррупционного законодательства в отношении депутатов.

Так, внесены изменения в п. 3.8 ст. 12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» которыми из указанного пункта исключены слова, «сведений об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки».

Внесены изменения в п. 2 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым уточнены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности, в части запрета заниматься предпринимательской деятельностью.

Кроме этого, внесены изменения в Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Так, ст. 3 дополнена ч. 2.1 следующего содержания:

- каждый случай невыполнения требований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и (или) частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера), а ч. 3 ст. 4 дополнена словами «а также прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителями управления в котором выступают указанные лица».

И, наконец, 22.12.2015 вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 22.12.2015 № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (далее — Указ № 650).

В соответствии с пунктом 2 Указа № 650, внесены изменения в Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821.

Так, изменены, уточнены и расширены основания проведения заседания комиссии, порядок и сроки рассмотрения уведомлений и подготовки мотивированного заключения по результатам рассмотрения уведомлений, сроки назначения даты заседания комиссии, необходимость и возможность присутствия государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, или гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе, пределы и содержание принимаемых комиссией решений, а также сроки представления копии протокола заседания комиссии руководителю органа, государственному служащему, а также по решению комиссии — иным заинтересованным лицам.

 Прокурор Лахденпохского района                                                                                  Н.В. Терешков

 

В действующее федеральное законодательство о противодействии коррупции внесены изменения, устанавливающие дополнительные обязанности, ограничения и ответственность для лиц, занимающих муниципальные должности на непостоянной основе

Федеральным законом от 03.11.2015 № 303-ФЗ (далее — Закон) в действующее федеральное законодательство о противодействии коррупции внесены некоторые существенные изменения, которыми для лиц, замещающих муниципальные должности на непостоянной основе, установлены дополнительные обязанности, запреты и ограничения, а также ответственность за их несоблюдение и неисполнение.

Изменена ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), в соответствии с которой на указанных лиц распространена обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В силу  изменений,  внесенных  в  ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, указанные лица также обязаны сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Внесены изменения в Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», в соответствии с которыми указанные лица обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей при наличии оснований, предусмотренных в ч. 1 ст. 3 данного Федерального закона.

Часть 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» дополнена пунктом 1.1, которым для депутатов, замещающих должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов, установлен запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Помимо   этого,  ч. 7.1   ст. 40  Федерального    закона   от  06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена положениями, установившими, что несоблюдение указанных ограничений, запретов и неисполнение данных обязанностей является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата и иного лица, замещающего муниципальную должность.

Основные положения действующего законодательства о противодействии коррупции

Определение коррупции дано в статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), под которой понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В целях противодействия коррупции в части 4 статьи 12.1 и в статье 8 Федерального закона № 273-ФЗ для лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, включенные в установленные перечни, предусмотрена обязанность ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Статьей 8.1 Федерального закона № 273-ФЗ, статьями 2 и 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» для указанных лиц также установлена обязанность ежегодно представлять сведения о своих расходах, о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению ими объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, в течение календарного года (отчетного периода), предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данных лиц и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Статьями 10 и 11, частью 4.1 статьи 12.1, статьей 12.3 Федерального закона № 273-ФЗ для указанных лиц установлена обязанность принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Для лиц, занимающих государственные должности, а также для ряда категорий лиц, занимающих должности государственной службы и муниципальные должности, установлен запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ установлены ограничения и обязанности при заключении с бывшими государственными и муниципальными служащими трудовых договоров и гражданско-правовых договоров стоимостью более ста тысяч рублей в течение месяца.

В статье 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ для организаций вне зависимости от их форм собственности и организационно-правовых форм установлена обязанность принимать меры по предупреждению коррупции.

Запрет на открытие счетов, хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках как один из способов противодействия коррупции

На территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Статьей 7.1 данного Закона установлен запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

К указанным лицам относятся, в том числе, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, должности глав городских округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, депутаты, замещающие должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов, а также их супруги и несовершеннолетние дети.

Перечень лиц, в отношении которых установлен данный запрет, предусмотрен также в ст. 2 Федерального закона от 07.05.2013 № 79 – ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Несоблюдение данного запрета влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.

 Помощник прокурора Лахденпохского района                                                             Д.В. Костина

 

 «Разъяснение положений ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в части обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции»

Одним из приоритетных направлений российской политики в настоящее время являются предупреждение и противодействие коррупции. С 2013 г. все организации обязаны принимать меры по предупреждению коррупции. 

В этой связи в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», введена статья 13.3 «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции» согласно которой, которой организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Данные меры при условии их комплексного применения в организации должны иметь своей целью образование и внедрение антикоррупционной политики внутри организации с четкой регламентацией такой деятельности. 

Так, частью 2 статья 13.3 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусмотрено, что меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. 

В данной статье под организациями понимаются юридические лица. Понятие юридического лица определено в  п.1 ст. 48 части первой ГК РФ: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. 
В помощь организациям для практической реализации установленных законодательных норм Министерством труда и социальной защиты РФ изданы Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. 

Основной акцент в Методических рекомендациях сделан на необходимости проведения организациями независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности, систематической оценки коррупционных рисков, создания процедуры выявления и урегулирования конфликтов интересов, внедрения стандартов поведения, развития внутреннего контроля и организации работы специализированных подразделений по противодействию коррупции. Также значительное внимание уделено правовому просвещению: в Приложении к Методическим рекомендациям содержится краткий обзор положений российского антикоррупционного законодательства, в том числе меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений. 

Методических рекомендаций сосредоточены на необходимости: 
- использовать возможности локальных правовых актов для применения мер дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений (используя положения ст. 192 ТК РФ); 
- обеспечения принципа открытости бизнеса, который достигается путем внедрения в проекты договоров стандартной антикоррупционной оговорки, и внесения в трудовые договоры с работниками обязанности соблюдения антикоррупционных ограничений; 
- разработки и принятия «Антикоррупционной политики организации», предусматривающей меры профилактики коррупции, адекватные коррупционным рискам, которые может испытывать организация, при этом идти по пути применения «недорогих, дешевых мер»; 
- ежегодно использовать декларации о конфликте интересов (типовая анкета содержит более сотни вопросов); 
- введения процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций; 
- периодической оценки коррупционных рисков в разных сферах деятельности организации и их предупреждение; 
- создание специальных подразделений или определение субъектов, уполномоченных осуществлять профилактику коррупции в организации; 
- разработки и принятия кодекса этики служебного поведения работников организации (в котором затрагиваются детальные вопросы профилактики коррупционных проявлений, вплоть до допустимых пределов политики обмена подарками в ходе деловых мероприятий); 
- принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых организациях (данная мера предусматривает анализ репутации проверяемых субъектов).

 Заместитель прокурора Лахденпохского района                                                                       О.С. Катаев